Андреевский спуск — история и современность самой интересной улицы Киева


Виталий Соколовский. Андреевский спуск. 2010

Согласно существующему поверью, на том месте, где на данный момент находится столица Украины и протекает Днепр, ранее было море. Святой Андрей, придя в Киев, водрузил крест на гору, на которой в текущее время находится Андреевская церковь, и море ушло под землю, но большая его часть до сего времени спрятана под этой горой. Вот поэтому в церкви Андрея Первозванного нет колокольни — согласно легенде, после первого же удара колокола море возвратится и затопит не только лишь саму столицу, да и всю Левобережную часть, которая в те времена еще не заходила в состав городка.

Ученым не удалось точно установить — было ли море по сути, а вот история самого Андреевского спуска начинается с момента возникновения на месте Киева первых поселений. Официально 1500-летний юбилей украинская столица отпраздновала в 1982 году, и одним из самых старых районов городка считается конкретно Подол — торговый центр всей Киевской Руси.

Сначало Андреевский спуск, соединяющий на данный момент Десятинную и Владимирскую улицы, также Контрактовую площадь, центр Подола, представлял собой неширокую и не очень комфортную пешеходную тропинку, извивающуюся меж 2-мя горами — Замковой и Андреевской. Конкретно по этой дорожке обитатели городка спускались со Старенького Киева (с горы) к Контрактовой площади, на которой, начиная с 13 века, проводились так именуемые контрактовые ярмарки, куда приезжали негоцианты со всей Руси.

Любопытно, что на украинском языке заглавие улицы звучит как Андріївський узвіз, другими словами «взвоз» — крутой подъем, согласно Лингвистическому словарю, а совсем не спуск. Но заглавие «Андреевский взвоз» не прижилось и на российском языке Андріївський узвіз обычно именуется спуском. Вобщем, в любом случае заглавие улицы стопроцентно отражает ее главную особенность — это вправду достаточно крутой спуск-подъем с горы, преодолеть который зимой по скользкой брусчатке очень трудно!


Заснеженный Андреевский спуск

Улицей в прямом смысле этого слова Андреевский спуск стал исключительно в 1711 году, когда по приказу киевского губернатора — Голицына Дмитрия Михайловича — пешеходная тропа была расширена, выложена гранитной брусчаткой и по ней начали передвигаться не только лишь пешком и на лошадях, да и на тележках.


Андреевский спуск, средина 19 века

Главное, самое высочайшее благодаря собственному месту расположения здание Андреевского спуска — Андреевский православный собор, был построен в 1749-1754 годах по проекту известного конструктора Бартоломео Растрелли, согласно указу императрицы Елизаветы Петровны.


Андреевская церковь

Большая часть других построек улицы были построены в течение 18 века. Ранее местные обитатели проживали в главном в маленьких, одноэтажных домишках, а большая часть окружностей представляла собой пустыри.


Улица до начала масштабного строительства

Массовая застройка длилась фактически 100 лет — с конца 18-го до конца 19-го века, когда были построены все главные строения Андреевского спуска, и он заполучил вид, отлично узнаваемый современным киевлянам и гостям городка.


Андреевский спуск после застройки — конец 19 века

История Андреевского спуска, непременно, невообразима без истории самого Киева, пережившего и войны древнерусских князей, и набеги монголо-татар, и томные бои штатской войны и немецкую оккупацию.

В 1920 году спуск получил заглавие улицы Г.В. Ливера, вобщем, такое «неблагозвучное» заглавие не прижилось, и уже скоро после освобождения городка от германской оккупации — в 1944 году, было принято решение возвратить улице историческое заглавие.

Главные достопримечательности

Андреевский спуск не напрасно именуют украинским Монмартром либо Арбатом — это воистину улица-музей, фактически все дома которой имеют свою свою историю.


1 Андреевская церковь. 2 Литературно-мемориальный музей М.А. Булгакова. 3 «Замок Ричарда Львиное сердечко»; Художественный салон «Подол-Фортуна».
4 Музей-мастерская И.П. Кавалеридзе; Галерея в Доме И.П. Кавалеридзе; Выставка «Ридна Хата».
5 Выставочный центр « Андреевский спуск-3»; «Антик-центр»; Салон «Живописец». 6 Кавьярня «Генерал». 7 Кафе «Подвирья». 8 Ресторан.
9 Музей одной улицы; Галерея «Л-Арт». 10 Ресторан «Горница». 11 Кафе-театр «Колесо». 12 Галерея «Гончары». 13 Салон интерьерной живописи «ART SALON».
14 Творческие мастерские живописцев Киева НСХУ. 15 Галерея «Ателье-Карась». 16 Гостиницы «Воздвиженская» и «Андреевская». 17 Кафе «Вернисаж».
18 Художественный салон «Творчисть»; Антикварный салон «Эра»; Галерея «Триптих»; Ресторан «За 2-мя зайцами». 19 Галерея–36; Кафе-бар «Симпозиум».
20 Государственный музей истории Украины. 21 Фундамент Десятинной церкви. 22 Монумент героям кинофильма «За 2-мя зайцами».
23 Смотровая площадка. 24 Гора-Андреевская.

Уже сама прогулка по этой недлинной, очень крутой и зигзагообразной улице принесет массу воспоминаний, а для того, чтоб посетить все музеи, достойные внимания строения, театры, рестораны и церковь Андреевского спуска может пригодиться не один денек.

Андреевская церковь

Высится над улицей удивительно прекрасный храм — церковь Андрея Первозванного, которая представляет собой однокупольный пятиглавый собор, имеющий форму креста, по углам увенчанного декоративными башенками. Храм полностью заслуженно считается одним из самых прекрасных строений в стиле барокко не только лишь в Киеве, да и в Европе. Достояние наружного убранства, которое так типично для этого стиля, яркость — храм окрашен в небесно-голубой и белый цвета, масса позолоты — все это делает Андреевский собор сказочно прекрасным, пышноватым, схожим на реальный дворец.

К церкви можно подняться по металлической лестнице, с балюстрады вокруг храма раскрывается очень красочный вид на Подол и Днепр. А внутреннее убранство церкви впечатляет гостей золотыми узорами, броским, выдержанным в красноватом колере иконостасом, прелестной росписью.


Лестница к Андреевской церкви

Замок Ричарда

Очередное наинтереснейшее здание Андреевского спуска — так именуемый Замок Ричарда Львиное сердечко. По сути это, конечно, не замок, а дом № 15, построенный в стиле английской готики в 1902-1904 годах. Обладателем наинтереснейшего строения, отлично вписавшегося в пейзаж украинской столицы, был киевский аристократ Дмитрий Орлов. Сначало владелец планировал устроить в Замке доходный дом, другими словами гостиницу, но разорился, умер в 1911 году и его жена была обязана реализовать здание.

2-ое заглавие дом № 15 по Андреевскому спуску получил благодаря тому, что новые обладатели строения не смогли ночевать там из-за стршных завывающих звуков, раздававшихся практически из ниоткуда. Вот тогда будущий Замок стал называться «Дом с привидениями», вобщем, в предстоящем таковой магической истории нашлось очень житейское разъяснение: строители, опечаленные на скупость Орлова и его супруги, замуровали в стенки дома, печные трубы и вентиляцию разбитые бутылки и обрезки трубы, в которые попадал ветер, вызывая те же жуткие звуки.

Логично, что за время собственного существования Замок Ричарда, который был назван так в честь героя Вальтера Скотта из романа «Айвенго» знатоком истории Андреевского спуска Василием Некрасовым, сменил огромное количество хозяев. Сначала 20 века тут, не побоявшись истории о привидениях, снимала комнаты под свои мастерские община профессиональных украинских живописцев: Григорий Дядченко, Иван Макушенко, Фотий Красицкий. Любопытно, что они все не только лишь окончили Петербургскую Академию художеств и были учениками Ильи Репина, да и являлись далекими родственниками Тараса Григорьевича Шевченко. Позднее к ним присоединился архитектор Федор Балавенский. Конкретно Балавенский сделал Замку Ричарда воистину королевский подарок: снял четкие копии монстров и химер, украшающих фасад Собора Парижской Богоматери, а потом установил их на внутренней винтообразной лестнице дворика и террасе строения. К огорчению, все эти скульптуры загадочно пропали во время войны — в 1942 году, по неподтвержденной инфы, некоторый высокопоставленный германец вывез их из Киева в свою усадьбу в Германии.


Замок Ричарда Львиное сердечко

Вслед за Замком Ричарда начинается железная лестница, ведущая на гору Уздыхальница. Такое очень странноватое заглавие гора получила, согласно всераспространенной легенде, так как добравшись до ее верхушки по достаточно крутой лестнице (а ранее — обыкновенной тропинке), люди всегда вздыхали с облегчением. Вобщем, чудеснейший вид, открывающийся со смотровой площадки, стоит всех приложенных усилий.

На данный момент Замок получил очень современное предназначение — в нем после реконструкции должен открыться кабинет совместного американо-украинского предприятия с «говорящим» заглавием «Узвіз».

Музей Булгакова

Не наименьшую известность получил и дом № 13, в каком с 1906 по 1913 годы пребывал Миша Булгаков. На данный момент в здании находится музей величавого писателя, а дом получил 2-ое заглавие — «Дом Турбиных», потому что конкретно в это здание Булгаков «поселил» героев собственной книжки «Белоснежная гвардия».


Дом-музей Булгакова

В доме заботливо сохранена обстановка начала 20 века, мебель, книжки, в том числе и по медицине (как понятно, до того как стать писателем Миша Афанасьевич работал доктором), всего музей насчитывает более 3 тыщ уникальных экспонатов, собирать которые помогали и племянницы Мастера.

Кстати, в музее представлены также предметы, которые принадлежали придуманным персонажам — семье Турбиных, так что два мира — реальный, в каком жил Булгаков и литературный, выдуманный самим писателем, затейливо переплелись в этом доме с таким магическим номером.

Цена билетов в музей совсем не велика, а экскурсии, которые проводят огромные фанаты Булгакова, знатоки его творчества, очень увлекательны. После экскурсии по дому все желающие могут за отдельную плату испить чая и отведать классические сладости тех пор на веранде, выходящей на задний двор, где нередко собиралась семья писателя.

Рядом с Музеем Булгакова установлен монумент писателю, ставший очередной достопримечательностью Андреевского спуска.


Монумент известному писателю стоит рядом с его домом-музеем

Музей Одной улицы

В самом низу Андреевского спуска, в доме № 2-б расположился уникальный Музей Одной улицы, чья экспозиция полностью посвящена истории Андреевского спуска. В мире таких музеев насчитывается всего три, так что пройти минуя столько увлекательного места никак нельзя.


«Музей Одной улицы»

Тут собрана масса исторических документов, рукописей, автографов, древних открыток, фото и огромное количество просто приятных древних домашних вещиц. Соединяет воединыжды настолько неоднозначную выставку только одно — все экспонаты так либо по другому связаны с историей известной киевской улицы.

Кстати, в 2002 году Музей Одной улицы стал номинантом Евро музейного форума и на сегодня является единственным украинским музеем принявшим роль в этом престижном мероприятии.

Галереи

Потому что Андреевский спуск не напрасно носит заглавие киевского Монмартра и давно служил местом, где творили и проводили свои выставки пользующиеся популярностью (и совсем никому неведомые) живописцы и архитекторы, то богатство художественных галерей, расположенных на этой улице является полностью логичным продолжением этой традиции.

Прогулявшись по Андреевскому спуску можно посетить галерею «Триптих», расположившуюся в доме № 34, которая стала первой личной галереей, открывшейся в Киеве в 1988 году. Главное направление — современное искусство, все создатели проходят достаточно серьезный отбор.

Спустившись чуток ниже можно посетить Gallery 36. Живописцы и мастера Галереи «36» работают в таких направлениях современного украинского искусства, как живопись, в том числе монументальная, статуя, графика, сценография, батик, металл, стекло. Кстати, вход в галерею «36» бесплатный.

По адресу Андреевский спуск, 21 размещен Дом-музей Ивана Кавалеридзе — известного украинского архитектора, режиссера и драматурга, нареченного современниками «вторым Довженко». Монументальные статуи работы Кавалеридзе стоят в почти всех городках Украины: Полтаве, Святогорске, Чернигове, Киеве.

Рядом, в доме № 19 находится и арт-галерея «Удача», в какой можно узреть произведения, как современных художников-реалистов, так и коллекцию работ мастеров еще русского периода.

Под номером 22-а расположились сходу две галереи — «Карась» и «СовиАрт», в каких проходят выставки юных современных живописцев, также фотовыставки.

В доме № 2-б находится музей-галерея Ludmila Bereznitska & Partner Gallery, в какой представлены произведения современного искусства, работы как украинских, так и европейских создателей.

Но главной выставочной галереей служит сам Андреевский спуск — фактически сверху донизу улица заставлена картинами, поделками, разными сувенирами, предметами старины, классическими украинскими вышиванками и рушниками, которые предлагают уличные торговцы. Конкретно на Андреевском спуске большая часть гостей городка получают сувениры на память.


Галерея картин идет вдоль всей улицы

Некие из работ местных живописцев и мастеров очень увлекательны, но все таки цена работ часто очень высока, а поручиться за то, что предложенной вышиванке вправду «исполнилось» уже порядка 100 лет, не сумеет никто.


Уличные торговцы на Андреевском спуске

«За двумя зайцами»

Новейшей достопримечательностью Андреевского спуска стал монумент героям пользующегося популярностью кинофильма «За 2-мя зайцами» — Свириду Петровичу и Проне Прокоповне. С монументом уже связаны местные приметы: если пошеркать жучка на фраке Голохвастова — повезет в денежных делах, а если подержать Проню за роскошно «оттопыренный» мизинчик — точно повезет в любви.

Недалеко находится и одноименный, очень яркий ресторан. В заведении «За 2-мя зайцами» можно испытать классические украинские и старославянские блюда.


Монумент героям кинофильма «За 2-мя зайцами»

Умопомрачительно, но это еще далековато не все достопримечательности, которые можно узреть на этой достаточно недлинной улице.

Продолжает тему Монмартра и кафе «Вернисаж», расположенное на Андреевском спуске в доме № 30, интерьер которого выдержан в стиле именитых французских бистро. Кстати, мебель, которой обставлено кафе, вправду привезена из Парижа, где много годов назад держал бистро дед сегодняшнего обладателя «Вернисажа».

Меж домами № 22-б и № 20-б внимательные путники найдут зигзагообразную чугунную лестницу, по которой можно подняться на Замковую гору. Верхушка горы увлекательна тем, что отсюда не только лишь раскрывается красочный вид на водную гладь Днепра и Андреевскую церковь, да и размещено кладбище со древним склепом, так что это место пользуется популярностью у неформалов.

Есть на Андреевском спуске и два театра — «Колесо» (дом № 8) и «Театр на Подоле» (дом № 20-б). Тут можно узреть как спектакли по произведениям классиков, так и новые постановки по пьесам современных создателей.

К огорчению, еще одна достопримечательность Андреевского спуска — Кот Гиппопотам, украшавший фасад строения рядом с домом-музеем Булгакова (хотя «Мастера и Маргариту» писатель сделал уже в Москве), пропала практически в неведомом направлении.


Кот-Бегемот

Остался только ободранный фасад строения. Вобщем, Гиппопотаму не впервые пропадать вот так — безо всяких следов и таинственно, но многие местные обитатели, торговцы и завсегдатаи Андреевского спуска до сего времени жалеют об этой потере.

Реконструкция

Не так издавна, в конце сентября, киевские власти начали масштабную реконструкцию Андреевского спуска, необходимость в какой назрела очень издавна. Уж больно неприглядно выглядели фасады неких исторических построек с облупившейся краской, ободранными объявлениями и ветхими балкончиками.


Андреевский спуск до начала реконструкции

А наибольшие опаски внушала сама брусчатка известной улицы. В почти всех местах камешки провалились, подмытые талой и дождевой водой, так что Андреевский спуск и без того не отличавшийся совершенно ровненькой дорогой стал просто небезопасен для передвижения.


Состояние брусчатки оставляет вожделеть наилучшего

Реконструкцию планируют окончить уже в мае следующего года — как раз к открытию Чемпионата Европы по футболу, который, напомним, пройдет в Польше и Украине. Очень многие киевляне боятся, что после проведения реконструкции Андреевский спуск станет очередной безликой «улицей бутиков».

Вобщем, власти обещают сохранить атмосферу украинского Монмартра и даже бросить постоянных уличных торговцев, обустроив им более цивилизованные торговые места. Планируется провести ремонт коммуникаций, поменять ливневую сточную канаву, озеленить улицу, провести косметический ремонт фасадов построек (эти расходы власти Киева, вероятнее всего, переложат на плечи хозяев и арендаторов исторических построек), также установить однотипные, сделанные в стиле начала прошлого века, фонари и лавки вдоль всего Андреевского спуска.

Мостовая также будет отреставрирована, а чтоб сохранить брусчатку в целости Андреевский спуск перевоплотится в пешеходную зону, куда будут допускаться только машины скорой помощи, пожарные и полиция.


Реконструкция Андреевского спуска уже началась

На данный момент, пока идут ремонтные работы, уличных торговцев временно «переселили» на Пейзажную аллейку, но уже весной они планируют возвратиться вновь, называя себя «хранителями духа Андреевского спуска».

Меж тем, невзирая на такое видимое благополучие, слухи о том, что на Андреевском спуске начнут строить несколько высотных построек, упрямо прогуливаются по столице Украины, хотя уже не раз опровергались правительством и мэрией городка.

Узреть, во что перевоплотится Андреевский спуск после реконструкции и получится ли ему сохранить собственный уникальный вид, обитатели и гости Киева увидят уже будущей весной.

Остается надежды, что власти столицы понимают, как принципиальна (и любима) эта улица, с которой по значимости в Киеве может сравниться только куда более претенциозный и столичный Крещатик.

Выключатель накладной влагозащищённый Schneider Electric Этюд 1 клавиша IР44 цвет белый

Белоснежный выключатель «Этюд» с одной кнопкой вы сможете приобрести для открытой установки в ванной комнате либо другом мокроватом помещении, потому что он имеет класс защиты IР44. Также устройство может устанавливаться на улице под навесами, к примеру на крыльце либо в беседках. Он устанавливается внакладку, так что совместим с открыто проложенной проводкой.

Достоинства:

Стоимость на таковой выключатель невысока, но вы сможете не колебаться в его наибольшей надежности.