Из аварийного жилья – в свой дом, аренду или ипотеку?

В Совете Федерации прошли парламентские слушания, посвященные новым механизмам переселения людей из аварийного жилища и законам, которые нужно для этого принять.

Переселенцев могут ждать аренда либо ипотека на новое жилище.

Открывая слушания, заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова сказала, что благодаря взаимодействию с Фондом содействия реформирования ЖКХ удалось выполнить программку по расселению из аварийного жилища в 2013-2017 гг. на 98,7%: расселено обитателей из более 10 млн кв. м жилища. В целом цена программки составила 415 миллиардов руб., из их 45% - средства Фонда содействия реформирования ЖКХ, 50% - средства регионов и 5% - внебюджетные источники.

Но итоги прошедшего периода проявили не только лишь успехи, да и целый комплекс заморочек. Во-1-х, 11 регионов не обеспечили реализацию программ, во-2-х, в 13 регионах был выявлен общепризнанным аварийным жилищный фонд, но не включенный в программки переселения в объеме более 200 тыс. кв. м. В итоге 11 тыс. человек не были переселены. Вице-спикер выделила, что ответственность за выполнение этих программ нес и несет субъект Федерации, а правительство предоставило дополнительную финансовую поддержку в размере 3 миллиардов руб.

Также она напомнила, что с 1 января 2019 г. стартует в качестве составной части нацпроекта «Жилище и городская среда» федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения неприменимого для проживания жилищного фонда». Финансовое обеспечение этого проекта до 2024 гг. составляет 507 миллиардов 200 млн руб., из которых 431 миллиардов руб. – средства федерального бюджета, 67,8 миллиардов руб. – региональных бюджетов, 7 миллиардов 300 млн руб. – внебюджетные средства. Ожидается, что за 6 лет должно быть ликвидировано 11 млн кв. м аварийного жилого фонда, а это переселение выше 530 тыс. человек.

Застройщикам – землю, переселенцам – социальную ипотеку

В собственном выступлении министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев сказал, что в целом жилой фонд Рф составляет 3 миллиардов 708 млн кв. м., а 2 миллиардов 606 млн кв. м – многоквартирные жилые дома. Из их, по данным на 1 января 2017 г., 9 млн 160 тыс. кв. м аварийного жилого фонда. При всем этом на 1 января 2018 г. – его уже 12 млн 230 тыс. кв. м. Выходит, в среднем в нашей стране раз в год признается аварийным порядка 2 млн кв. м жилища. А уже по итогам этого года еще до начала деяния нацпроекта будет расселено порядка 216 тыс. кв. м, и 14,5 тыс. человек получат новое жилище.

Не считая того, по прогнозам Минстроя, за время деяния нацпроекта приблизительно на учет будет поставлено 11 млн 720 тыс. кв. м жилища. Что все-таки планируется сносить? По году постройки 50% составляют дома, построенные в 1946-70-х гг., а по этажности – 68% - двуэтажные дома, так именуемые «бараки».

Всего за время деяния проекта планируется переселить 530 тыс. человек, живущих в аварийных домах общей площадью 9 млн 540 тыс. кв. м. Как уточнил министр, «с учетом специфичности строительного цикла, естественно, мы поймаем «хвост» этой программки в 2025 г., т.е. за пределами нацпроекта в 2025 г. по этой программке исходя из заложенных денег еще порядка 2 млн 400 тыс. кв. м жилища будет переселено. Таким макаром, включая 2025 год, программка будет представлять 12 млн кв. м аварийного жилища, которые планируется переселить».

Не считая того, из-за разной денежной обеспеченности регионов Минстроем вместе с Минфином прорабатывается вопрос об изменении уровня софинансирования программ меж федеральным и региональным бюджетами. Это будет происходить за счет дотаций из федерального бюджета на сбалансированность бюджетов, без дополнительной нагрузки на собственные доходы субъектов.

Оператором программки переселения будет опять Фонд содействия реформированию ЖКХ, который согласно внесенному в Госдуму законопроекту, продлевает собственный срок деяния до 1 января 2026 г. А до 20 июля 2019 г. будет представлен ряд устройств, по которым планируется внести конфигурации в нормативные документы ограничительного нрава.

Идет речь о аспектах признания жилых домов аварийными и порядке оценки их состояния, также уточнение термина «ветхое жилище» и установление мотивированного предназначения участков, на которых размещены подлежащие сносу дома. Предлагается на участки, которые будут освобождаться за счет федерального бюджета, наложить ряд ограничений. Во-1-х, они должны употребляться под публичные места – скверы, парковки и т.д. Во-2-х, если муниципалитет решил дать участок под коммерческую застройку, средства с аукциона должны возвратиться в программку сноса аварийного жилища.

Последующим мероприятием Владимир Якушев обозначил социальную ипотеку – когда устанавливается стоимость сносимого квадратного метра, а потом людям дается соц ипотека под очень низкую процентную ставку.

По словам министра, было решено не навязывать регионам определенные способы работы, будет предоставлено на выбор несколько решений, хороших для того либо другого региона. Главное – конечная цель: количество снесенного аварийного жилища. В 2023 г. будет проанализирована реализация предлагаемых устройств. К этому времени уже планируется выйти на устойчивый снос аварийного фонда – на учет должно ставиться меньше, чем его сноситься, и соотношение будет порядка 130%.

Аварийное жилище: старенькое сносим, новое – строим?

В собственном выступлении председатель Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин отметил, что за 10 лет работы Фонда в стране переселено более 1 млн людей из 16 млн кв. м. – а это целый город.

В целом жилой фонд, общепризнанный аварийным на 1 января 2012 г., был вполне расселен в 72 субъектах. В текущем году планируется окончить программку по расселению 2014-2017 гг. еще в 7 субъектах.

После принятия закона в программку переселения попало около 530 тыс. человек, а на 1 января 2018 г. это количество составило уже 850 тыс. человек.

Площадь дополнительно выявленного аварийного жилого фонда, который нужно расселить в течение этого года – 200 тыс. кв. м, а это 12 тыс. человек. Без роли федерального бюджета расселяет из вновь выявленного аварийного фонда в этом году 14 субъектов – республики Башкортостан, Карелия, Коми, Северная Осетия-Алания, Тыва, Краснодарский край, Амурская, Архангельская, Калужская, Кировская, Псковская, Самарская, Саратовская и Свердловская области. Переселено уже 4,5 тыс. человек.

30 субъектов, завершивших программку переселения в 2014-17 гг., уже расселяют в текущем году фонд, общепризнанный таким после 1 января 2012 г.

В республиках Карелия и Тыва, Приморском крае, Иркутской области и Забайкальском крае выполнение региональных программ находится в зоне риска. Не считая того, существует большая неувязка в Республике Дагестан, где дома построены, но люди в их переезжать не желают, в том числе в Махачкале. Объем неисполнения по этим регионам на сегодня составляет порядка 6 тыс. человек. В одной только Республике Карелия по состоянию на 1 октября 2018 г. не расселено более 18 тыс. кв. м – это практически 1,5 тыс. человек в 27 городских образованиях. Там введен режим каждомесячного мониторинга ситуации.

Ко всему иному в Карелии, как и в ряде других субъектов, есть неувязка с новым аварийным жильем. За время реализации программки на контроле у Фонда находилось 314 многоквартирных новых «аварийных» домов в 47 субъектах. Сейчас 46% таких проблемных домов находится в 6 регионах, посреди которых лидируют Забайкальский край, Омская область и Республика Бурятия.

Говоря о причинах заморочек реализации программки, Сергей Степашин отметил качество подрядных организаций, застройщиков и технических заказчиков. Предлагается принять ряд таких мер, как улучшение порядка и процедуры их отбора, внедрение условия наличия положительного опыта строительства, оценки свойства этого опыта, воплощение квалификационного отбора подрядных организаций и ответственность СРО.

Немаловажен вопрос энергоэффективности – по этой технологии в Рф выстроено чуток наименее 100 домов, а раз в год за счет неэнергоэффективного использования ЖКХ пропадает практически 300 миллиардов руб. Предлагается закрепить законодательно либо нормативно при использовании экономных средств для переселения людей из аварийного жилища строить энергоэффективные и современные дома.

Не считая того, нельзя допускать при банкротстве подрядчиков либо застройщиков жилища по программке переселения попадания этих домов в так именуемую конкурсную массу. Для этого каждому региону нужно смотреть за своевременностью передачи домов в собственность муниципалитету.

Был собственником, станешь арендатором

1-ый заместитель председателя Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий заявил, чего хотелось бы сделать таковой механизм, который создавал бы источники самофинансирования. Например, квартиры, находящиеся в принадлежности людей, должны выкупаться по соответственной цены для выделения арендного жилища.

Для этого предлагается, чтоб застройку либо приобретение производил муниципальный фонд либо оператор, получающий землю на безвозмездной базе и не ставящий целью «генерировать прибыль для акционеров», что удешевит цена жилища. При всем этом построенное жилище остается на балансе фонда либо регионального оператора. Кредитование строительства должно происходить на особых критериях под субсидиарную ответственность фонда и органов власти под 5% годичных.

Также он предлагает не выделять жилище тем гражданам, живущим в аварийном фонде, у каких есть другое жилище – это невообразимое расточительство. Не считая того, выделять жилище нужно не по имеющимся нормам, а по принципу равнозначности, при всем этом для живущих в коммунальных квартирах предусматривается выделение отдельных квартир соответственного метража. При этом было особо увидено, что прямо за этим прокуратура проводит проверку, на каких основаниях муниципалитет сумел позволить выделить отдельные квартиры. Потому предлагается внести в подготавливаемые Фондом документы право субъектам либо муниципалитетам, приняв решение в рамках собственных возможностей, закрепить эти права.

Подняла тему арендного жилища и исполнительный директор некоммерческого партнерства «Государственный центр публичного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. По ее воззрению, нужно передавать пустующие и годами не оплаченные квартиры в оперативное управление органам местного самоуправления для аренды такового жилища – создание арендного сектора за счет имеющегося личного сектора. Это станет и механизмом решения задач нуждающихся очередников.

Она также отметила, что практически на данный момент непонятно, сколько в стране аварийного жилища из-за отсутствия системы технической непрерывной инвентаризации, которую в регионах нужно сделать. А единые аспекты признания аварийности жилища предлагается синхронизировать с теми постоянными осмотрами, которые проводят управляющие компании. Не считая того, нужно развести на различные уровни власти процесс признания дома аварийным и выполнение решений по его переселению.

Вице-премьер Республики Коми – министр энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Константин Лазарев увидел, что характеристики в части определения цены 1-го квадратного метра строительства жилища с учетом специфичности регионов нужно пересмотреть – она должна быть увеличена приблизительно на 10-15%. Например, для Республики Коми установлена цена квадратного метра 41,4 тыс. руб., в то время как его средняя цена в г. Ухте – 60 тыс. руб., в Усинске – 70 тыс. руб., в Воркуте – еще дороже.

Отвечая, Владимир Якушев отметил, что на Президиуме Госсовета было дано поручение приготовить методику расчета цены квадратного метра, и до 1 декабря она будет внесена. При всем этом в среднем удорожание квадратного метра подразумевается около 12%, но, хотя квадратный метр подорожает, средств в программке не добавится.

Также он выделил, что предложение по арендному жилью тоже рассматривается регионами и имеет право на жизнь.

В процессе парламентских слушаний прозвучали и другие замечания и предложения. Например, внести конфигурации в 131-ФЗ и передать возможности в части обеспечения жильем по программке расселения с городского уровня на уровень субъекта Федерации, создав при региональном комитете по строительству фонд по расселению из аварийного жилища, что дозволит обойтись без 214-ФЗ и 44-ФЗ.

Предлагалось создание регионального оператора расселения аварийного жилища, где 100% роль капитала субъекта Федерации. Но из-за долгих административных процедур нужно внести конфигурации в 44-ФЗ, чтоб разрешить городским образованиям заключать городские договоры с региональным оператором как с единым поставщиком. А реестр честных региональных операторов поручить вести Министерству денег РФ.

Ночник светодиодный «Мишка», IP44, цвет белый

Ночник светодиодный «Мишка» белоснежный — источник дополнительного освещения для детской. Сделает комнату более уютной, поможет ребенку не страшатся мглы. Оформление соответствует детскому стилю. Мерклая подсветка не будет мешать спящему малышу.

Особенности модели

Технические характеристики